12 января 2022 г.
«Я все смогу»
Как подготовить маленького ребенка с синдромом Дауна к детскому саду? Как научить его учиться и быть успешным? Почему развитие такого малыша должно происходить в естественной среде? Эти и другие вопросы обсуждали участники вебинара «Развитие ребенка в повседневной жизни. Компетентностный подход». Вела вебинар автор пособия «Я все смогу», педагог-дефектолог, методист, преподаватель Образовательного центра «Даунсайд Ап» Полина Жиянова.

"Печенька для мамы"
Маленький Саша укладывает на противень кусочки сладкого теста, которым пытается придать круглую форму. Каждую такую «печеньку» он сопровождает пояснениями, кого будет ею угощать.
– Баука, – говорит Саша, разминая в руках очередной кусок теста.
– Это для бабушки, – переводит мама, снимающая телефоном весь процесс.
– Мама, – произносит мальчик, укладывая на противень очередную «печеньку».
– Ой, спасибо! – радуется мама, продолжая снимать. – Красивую мне сделаешь?
– Да.
Комментируя этот видеоролик, ведущая вебинара «на пальцах» объясняет отличие компетентностного подхода от академической формы обучения. Оказывается, можно посадить Сашу за стол, дать, например, пластилин в руки и начать его учить: сначала просто лепить, потом – делать ровные кружочки, затем – аккуратно раскладывать их на бумаге… Ну и отдельно пусть еще научится говорить, для кого он все это делает. И только после того, как Саша освоит все эти премудрости, ему доверят приготовление печенья. Так выглядит академическая форма.
Но беда в том, что с ребенком раннего возраста такая учеба не работает. С малышами нельзя заниматься по старой схеме: «знания, умения, навыки». При компетентностном подходе все навыки и умения, перечисленные выше, объединяются в одну компетенцию.
Ребенок может выбросить морковку из пластилина, над которой долго трудился, и не поймёт, зачем он ее делал. А вот печеньку для мамы, которую она потом будет есть, запивая чаем (вместе с бабушкой, дедушкой и другими гостями), он не просто не бросит. Малыш поймет и запомнит, как и для чего он ее лепил. Специалисты считают, что компетенция является самой сильной мотивацией.
Финский опыт и Болонский процесс
Компетентностный подход, то есть обучение в повседневной деятельности, уже широко используется в современном мире. Так, в Финляндии с 2020 года в старших классах отменена система отдельного изучения предметов. Как это выглядит? Для подростков созданы специальные курсы, внутри которых они изучают определенные дисциплины. Скажем, старшеклассники, выбравшие курс «Работа в кафе», получают комплексные знания об экономике и английском языке, какие-то коммуникативные навыки. И теперь, надо думать, ни у кого из ребят не возникают вопросы типа «Зачем мне нужен этот английский?» или «Для чего вообще изучать математику?».
Очевидно, что когда формируются компетенции, состоящие из отдельных умений и навыков (это и есть компетентностный подход), и подросток, и маленький ребенок прекрасно понимают, зачем они это делают, потому что цель – перед ними.
Возможно ли использование финского опыта у нас в России? Надо сказать, что еще в 2003 году на Берлинской конференции наша страна присоединилась к Декларации по компетентностному подходу. Этот документ был подписан в 1999 году на конгрессе, посвященном вопросам Болонского процесса (речь о создании единого европейского пространства высшего образования). Назвали его так по месту проведения конгресса.
Казалось бы, после этого присоединения Россия должна была начать внедрение идей декларации в образовательных учреждениях страны. Но если в вузах это еще как-то работает, то в школах и детских садах, к сожалению, компетентностный подход практически не используется. Что вполне объяснимо: это действительно сложно, поскольку требует перестройки всей системы образования. Та же Финляндия очень долго готовилась к такому шагу и начала пока только со старших классов. Учителей – тех, что смогут написать программу в рамках компетентностного подхода, специально готовили для этого целый год.
Однако не все так плохо. Во всяком случае, что касается раннего развития детей, Россия – одна из немногих стран, где используют компетентностный подход в обучении маленьких детей.
А если говорить о младенческом возрасте, кроме нас, пожалуй, этим вообще никто не занимается. Отчасти компетентностный подход присутствует в педагогике Монтессори, но и тут – для детей старше двух лет.
Почему носки разные?
Удивительно, но факт: такое, на первый взгляд, простое занятие, как ежедневное мытье рук, может привести к глобальным вещам – формированию личности. Но это, разумеется, если речь идет о совсем маленьком ребенке. Нет, в старшем возрасте компетентностный подход, конечно, тоже срабатывает. Активная позиция человека, его уверенность, его общение – это тоже результат формирования личности. Но все-таки к «взрослому возрасту» человек бывает уже сформирован, и изменить в нем что-то довольно сложно. А когда компетентностный подход используется в раннем возрасте, по сути, формируется другой человек. Такой ребенок даже на детской площадке чувствует уверенность и ведет себя более, скажем так, понятно для окружающих. Например, он умеет делать из песочка куличики, потому что учился дома: засыпал муку, лепил те же печеньки.
В качестве примера ведущая привела книжку «Поваренок». «В ней вы увидите, как много умеют дети, если они занимаются хотя бы только приготовлением пищи вместе с родителями, – сказала Полина Жиянова. – А ребенок, который ведет себя адекватно и понятно, успешен как раз и при общении со сверстниками».

На вебинаре приводился простой пример с носками. Благодаря классическим упражнениям по академической форме ребенок вроде бы научился подбирать парные картинки, определять цвета и т.д. Предполагается, что когда малыш придет в детский сад, он сам осуществит перенос ситуации обучения на повседневную жизнь. Однако этого не происходит: ребенок не может самостоятельно одеться, выбрать одинаковые носки, да вообще не находит свой шкафчик.
Между тем все было бы иначе, если бы родители использовали в обучении компетентностный подход. Те же носки ребенок может сортировать дома, помогая маме, например, разгружать стиральную машину. Процесс одевания тоже лучше отрепетировать дома. Да, сначала такие «репетиции» будут отнимать у вечно занятой мамы много времени. Но потом эти усилия окупятся сторицей.
И еще о пользе компетентностного подхода. Как известно, чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действия. При академической форме обучения это делается искусственно (долго и нудно), тогда как для формирования компетенции повторение происходит естественным путем. Скажем, в повседневной жизни такие действия, как умывание, мытье рук, чистка зубов - повторяются изо дня в день, никаких сверхусилий для их запоминания не требуется.
Кстати, такая, казалось бы, простая вещь, как мытье рук, является компетенцией с целой цепочкой последовательных действий. Это в видеоролике продемонстрировал уже знакомый нам Саша. Он включил свет в ванной, открыл дверь и вошел, поднялся по специально устроенной для него лесенке к раковине, открыл воду, намочил руки, взял мыло и т.д. В данном случае ребенок все сделал самостоятельно, поскольку родители максимально обустроили для него ванную комнату: не только соорудили лестницу, но и расположили выключатели на уровне поднятой руки Саши, правильно (под рост мальчика) повесили полотенце. Если бы это не было сделано, часть действий Саше пришлось бы выполнять с помощью взрослых. Такая компетенция называется «чередующейся цепочкой действий» ребенок – ребенок+взрослый – ребенок – ребенок+взрослый и т.д.
Например, маленькая Лиза ест кашу руками. Быть может, это выглядит не очень эстетично, но зато малышка кушает самостоятельно. Почему это важно? Потому что ребенок должен понимать, что он умеет что-то делать сам. В жизни ребенка очень важна эта самостоятельная модель поведения. Когда он не ждет, чтобы кто-то сделал это за него, не берет руки мамы и не тянет, чтобы она выполнила за него это действие (он знает, что может так сделать), а пытается сделать это сам.
Дальше, мама накалывает на вилку кусочек мяса и протягивает вилку дочке. Девочка берет эту вилку и отправляет мясо в рот. То есть действие, которое ребенок выполняет вместе со взрослым, чередуется с самостоятельным действием ребенка – ест Лиза сама и сама держит вилку, вот только накалывать на вилку мясо девочка пока не умеет.
В принципе, это нормально – в раннем возрасте компетентностный подход базируется именно на чередующейся цепочке действий. А выпадающее звено в ней (у Лизы – накалывание мяса на вилку) называется «зоной ближайшего развития» – это то, чему следует учить девочку дальше. К слову, для обучения вполне могут подойти обычные зубочистки. С их помощью ребенок сможет приготовить, например, канапе.
Игра – это серьезно
В ходе вебинара ведущая не раз употребляла слово «игра». Собственно, все обучение ребенка должно проходить в виде игры. Малыш всегда играет, из игр (интересных и не очень) состоит его малышовая жизнь. Но не надо смешивать процессы, предостерегает ведущая. В случае с той же Лизой, которая уже умеет есть вилкой, но пока не может на нее что-то накалывать, не надо устраивать обучение прямо во время еды. «Дайте ребенку спокойно поесть», – советует Полина Жиянова.
И еще одна рекомендация: для формирования того или иного навыка не надо манипулировать руками ребенка, вообще брать его руки в свои. Пусть малыш делает то, что он может, а если не может – сделает взрослый. Мама Лизы поступает грамотно: она не берет руки Лизы в свои и не накалывает вместе с девочкой мясо на вилку. Это значит, что когда малышка начнет учиться делать это самостоятельно и у нее не будет получаться, Лиза не станет тянуть мамины руки, чтобы мама делала это вместе с ней (а по сути – вместо нее).
Но сейчас – об игре. Игра помогает ребенку и в приобретении навыка «мытье рук». Например, совсем маленький Андрюша, сидя у мамы на руках, с опаской смотрит на струю воды, под которой ему предлагают помыть руки. Он еще никогда этого не делал, а потому боится. Мама дает малышу сначала поиграть, поплескаться в воде, похлопать ладошкой по дну раковины, в которую уже набралось немного воды. Андрюше так понравилась эта игра, что он уже не дает маме выключить воду, просит снова и снова ее включить.
«Ни в коем случае не нужно запрещать ребенку играть. И не нужно говорить ему: «Ты же пришел руки мыть!». Надо дать малышу поиграть, и тогда в следующий раз, когда вы скажете «Пойдем мыть ручки!», он не будет капризничать, а с радостью побежит в ванную.
Все эти игры очень важны для ребенка. Повторюсь, он вообще всю жизнь играет. А играя, учится главному – жить в социуме. И помогает малышу социализироваться как раз компетентностный подход. Ну а бонусом к тому, что во время компетентносного подхода ребенок активно развивается, он еще и получает конкретные навыки, которые будет использовать в детском саду, в школе, в гостях, на прогулке…».
Итак, главная задача – социализация ребенка. Причем ребенка особенного – с синдромом Дауна. Но, как оказалось, сложности социализации не в недостатке знаний, а в неумении использовать их в повседневной жизни.
Вместо заключения
Напоследок – мнение известной в профессиональных кругах Сью Бакли. Это профессор факультета психологии Портсмутского университета, директор научно-исследовательских программ Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна. То есть это человек, который очень хорошо знает проблему изнутри. У профессора, кстати, есть взрослый ребенок, дочка с синдромом Дауна.
Вот что пишет Сью Бакли о социализации: «Мой опыт говорит, что компетентное социальное поведение – это единственный важный фактор, определяющий благополучие человека с синдромом Дауна в его взрослой жизни».
Процитировав высказывание английского профессора, ведущая вебинара от себя добавила, что компетентностное социальное поведение – это важный фактор, который определяет благополучие человека. «Можно чего-то не знать, можно что-то забыть, но такой подход – это, практически, дверь, через которую мы входим в общество», – сказала Полина Жиянова.
Ольга РЕЗЮКОВА
Если пожертвование не проходит

Отправьте SMS-сообщение на номер 3443 со словом СИНДРОМ и через пробел укажите цифрами сумму пожертвования в рублях.
Например: СИНДРОМ 300
Для завершения пожертвования, отправьте, пожалуйста, подтверждение в ответ на СМС от оператора связи. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Допустимый размер платежа — от 1 до 15 000 рублей. Стоимость отправки SMS на номер 3443 – бесплатно. Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, МегаФон, Tele2, Тинькофф Мобайл.
Услуга доступна абонентам сотовых операторов:
Договор оферты МТС ограничение 16+ Договор оферты Билайн Договор оферты МегаФон Договор оферты Теле2 Договор оферты Yota Договор оферты Тинькофф Мобайл
Лимиты:
Минимальная сумма одного платежа – 1 рубль
Допустимый баланс после платежа – 0 рублей
Максимальная сумма единовременного платежа, а также лимит платежей абонента в сутки/месяц устанавливается банком.
Комиссия с абонента — 0%
Мобильные платежи осуществляются через сервис MIXPLAT — лидера в сфере мобильной коммерции в России.
Отправьте СМС на короткий номер 900. Со словом Cиндром и суммой, которую вы хотели бы пожертвовать.
Например, Cиндром 100.
Для завершения пожертвования отправьте, пожалуйста, код подтверждения, который Вы получите от банка в ответ на Ваше СМС. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Чтобы осуществить пожертвование, необходимо войти в личный кабинет Сбербанк онлайн на компьютере или мобильном устройстве и выбрать вкладку ПЕРЕВОДЫ И ПЛАТЕЖИ.
В строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Кликнув на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить.
В поле «Назначение» укажите «Благотворительное пожертвование». Для завершения перевода вам нужно будет подтвердить платеж с помощью пароля из СМС.

В личном кабинете Сбербанка Онлайн вы можете оформить регулярное пожертвование в фонд «Синдром любви». Для этого войдите в Личный кабинет на компьютере или мобильном устройстве.
На главной странице справа выберите МОИ АВТОПЛАТЕЖИ - ПОДКЛЮЧИТЬ АВТОПЛАТЁЖ. Далее в строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Нажав на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить – имя, фамилию, сумму и удобную для вас дату ежемесячного списания.
Вы можете полностью управлять процессом ежемесячного перечисления пожертвований в фонд: изменять сумму и дату пожертвования, а также отменить его в случае необходимости.
