
14 февраля 2022г.
«Нормальный только я»
Антон Богданов, тот самый Антоха из «Реальных пацанов», который впервые в жизни сел в кресло режиссера (что не помешало ему также написать сценарий и сняться в своем же фильме), снял уникальный продукт, фильм «Нормальный только я», премьера которого состоялась зимой этого года. В нем режиссёр простым языком поговорил со зрителями о сложном — об инклюзии и ее роли в нашей жизни
Мир кино - это в большей степени отражение нашей реальной жизни, процессов, которые бурлят в ней: от моды и причесок до актуальных амбиций людей, стиля жизни, ответов на вопросы о месте человека в мире и его отношении к нему. Вектор этих процессов меняет свой курс практически каждое десятилетие, но случается так, что инклюзия в этом мире пока остаётся названием.
Сейчас и не увидишь в кино, к примеру, прически из нулевых, все эти челочки прочно заняли выбритые виски. Где новеллы про пресловутую американскую мечту и Рембо, который за все хорошее против всего плохого? Кажется, тогда все было просто: там чужие, здесь свои. Теперь же более актуальны сложные психологические моменты, где белое вдруг оказывается черным, а черное не такое уж и черное, а главный герой, по большей части, запутался сам в себе.
В принципе, это жизненно. Актуальное кино - это когда взглянешь на экран и узнаешь там себя.
Так вот, с этой точки зрения, если мы говорим про кино о людях с особенностями, все довольно сложно. Доля таких фильмов относительно общей массы совсем небольшая, хороших - ещё меньше, хотя среди них порою находятся настоящие большие и прекрасные алмазы.
Относительно фильма «Нормальный только я» можно действительно сказать, что после просмотра в душе остается легкость и приятный оптимизм. Здесь речь идёт вовсе не о скупой слезе и жалости, что если у тебя синдром Дауна или ты на коляске, то жизнь твоя - страдание и преодоление, иначе никак.
Тем удивительнее перфоманс Антона Богданова, того самого Антохи из «Реальных пацанов», который впервые в жизни сел в кресло режиссера (что не помешало ему также написать сценарий и сняться в своем же фильме), и снял уникальный продукт, фильм «Нормальный только я» премьера которого состоялась зимой этого года, где он простым языком поговорил со зрителями о сложном: об инклюзии и ее роли в нашей жизни.
Фильм начинается с того, что Богданов в роли некоего Игоря Новожилова, директора детского лагеря (образа, который в принципе является почти любимым у Антона, и с которым он шагает под руку практически всю свою карьеру - эдакий мелкий мошенник, ищущий легких денег, но на самом деле не обладающий ни богатством, ни другими ценностями, глуповатый, но с добрым сердцем простофиля), заключает сделку с вороватым мэром города, согласно которой место отдыха вдруг признается аварийным, и его нужно немедленно снести. Ненасытного мэра-коррупционера, кстати, бесподобно отыгрывает Константин Хабенский, по игре которого видно, что для него подобное амплуа больше стало неким экспериментом, и он, не скрывая, получает от него удовольствие.

И вот схема по волшебному превращению старого лагеря в элитный жилой комплекс вдруг дает сбой, когда в лагерь неожиданно приезжают «особенные» дети, которых, как говорит в своих интервью Богданов «так просто не подотрешь. Они отстаивают свое право на жизнь, потому что они путевки выбивали ещё как, в нашей стране их с трудом выбьешь».
Такая загвоздка явно не входила в планы двух коррупционеров, поэтому они решают проблему по-своему: привозят в лагерь группу трудных подростков из неблагополучных семей для того, чтобы те загрызли, выжили из лагеря неудобных инвалидов.
Богданов сталкивает два детских мира и ставит вопрос перед зрителями: а кому труднее? Тем, у кого есть «особенности», но кого дома ждут и очень любят, или тем, у кого здоровое мышечное тело не поможет заткнуть огромную дыру в сердце величиной с родительскую любовь?
Финал этого фильма, как и любого другого, имеющего, что сказать зрителю, отвечает на этот вопрос тем, что никакого ответа и нет.
Человек, любой, должен помогать человеку пережить его боль, и тогда и своя станет чуть потише.
Но в первую очередь фильм предназначен больше именно для детей, потому что взрослые люди - не все, но большинство - эту истину знают, а вот дети... Говоря пусть и несколько субъективно, но нет ничего страшнее в этой жизни, чем детская жестокость. Своим фильмом Богданов сделал так, что в мире ее станет, возможно, чуть меньше.
За что ещё один плюс режиссёру, так это за то, что он не стал устраивать цирк, заставляя здоровых актеров играть роль инвалидов. Вообще, фильм получился очень честным: лагерь в котором происходит все действо, реально существует, зовется «Дружным»; Богданов является его благотворителем, там в полной мере реализован инклюзивный подход: дети с особенностями живут одной жизнью со здоровыми, многие из них приняли участие в фильме, и поэтому то, что происходит на экране, не стало для них чьей-то выдумкой. Скорее, они просто прожили еще один день из смены.
В фильме есть удивительный эпизод с мальчиком с синдромом Дауна. При подготовке к большому празднику, на репетиции, он читает стих Р. Рождественского «Человеку надо мало».
Даже не говоря о том, что сцена поставлена удивительно красиво, со сложной работой света и перемещением камеры, из уст этого человека сам стих, знакомый с детства, зазвучал как-то по-новому, но, в то же время, и величаво-классически. Невольно задумываешься, а сколько раз этот парень на этой же сцене читал этот стих во время обычной жизни? Да и вообще, то, что происходило за кадром: актеры обычные с актерами с особенностями вместе снимаются в одном большом фильме, в котором с ними наравне работают на съемках и Антон Богданов, и Максим Виторган, и Константин Хабенский — может быть, это и есть настоящая инклюзия?

Почему еще можно считать это кино честным - так это потому, что Богданов не сглаживает острые углы. Этот фильм, насколько бы ни казался легким, не про то, что «давайте возьмемся за руки, друзья, ведь везде светит солнышко, и пони катаются по радугам». Но все же, Антон показывает жизненные моменты адекватно, без истерики, не сгущая и без того темные краски.
Трудным подросткам ничего не стоит по приезду в лагерь начать издеваться над детьми с инвалидностью, забирая у них мяч, и смеяться над их попытками вернуть его. Им весело затащить девушку на коляске по ступенькам и наблюдать, как она будет спускаться вниз. Детская жестокость - штука вполне реальная, и вряд ли стоило бы ожидать от озлобленных подростков того, что они сразу бросятся обнимать других детей, только из-за того, что они с «особенностями».
Одна из тяжелых сцен фильма, которую Богданова даже просили убрать, заключается в том, что параллельно идущая основному сюжету любовная линия вдруг прерывается, когда девушка-колясочница случайно слышит бахвальство парня в кругу друзей. И тогда эта девушка отводит его в укромную комнату, где с отчаянием бросает ему: "Ну что, пользуйся мной".
Богданов говорит про эту несомненно жесткую сцену так: «Иногда только этим ты зацепишь и скажешь: «Что, не думали, что такое сидит у этой девочки в голове? Вы все думаете хиханьки-хаханьки, нет. Нужно было показать реальную боль девчонки, юной, красивой, которая вообще покорила бы весь мир, но она на коляске, ей это мешает, у нее комплекс в голове сидит». Вот эта честность - как глоток воздуха, без примеси лицемерия, которое случается в кино.
И все же фильм остается легким. И для того, чтобы так уместно сочетать черные и белые полосы жизни детей с особенностями нужно по-настоящему понимать их, пробыть с ними долгое время, любить их, и «иметь что сказать».
Нельзя также не отметить такое солнечное явление в этом фильме, как небезызвестный «Сергеич». Сергей Кутергин — тот самый комик с ДЦП, комик успешный, мягко говоря, конкурентноспособный, который обыгрывает свой недуг, иронизирует над ним при огромной аудитории. Этот парень и правда должен стать живым примером для любого человека с инвалидностью. Ни одного видимого комплекса: все свои недостатки, слабость, плохую речь он уже давно изничтожил до молекул, просто шутя над ними. У него остались лишь смелость, сила и свобода. И, честно говоря, то, что такой человек и правда существует - этот факт мотивирует.

В фильме он играет роль чудаковатого пионервожатого от «стороны детей с особенностями». Его образ противопоставляется жесткому и суровому «пахану» - Роману (его играет Максим Виторган), который заправляет трудными подростками. Попадая в злоключения: то его случайно чуть не утопили, то Роман, увлекшись, вовремя не подхватил его на турнике, он своей ролью добавляет этому фильму некую веселую искорку, как вишенку на торте.

Что можно в целом сказать про это творение? С первого взгляда кому-то может показаться, что сценарий немного натянут, что фильм простой и незамысловатый. Но не нужно забывать, что истина всегда кроется в простоте, и если копнуть чуть глубже, если вспомнить, что основная аудитория этого фильма, те для кого он был снят — это, в первую очередь, дети, то все встанет на свои места. А режиссёр Антон Богданов - просто смельчак и молодец.
Максим ВЕРБЕНИН
Если пожертвование не проходит

Отправьте SMS-сообщение на номер 3443 со словом СИНДРОМ и через пробел укажите цифрами сумму пожертвования в рублях.
Например: СИНДРОМ 300
Для завершения пожертвования, отправьте, пожалуйста, подтверждение в ответ на СМС от оператора связи. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Допустимый размер платежа — от 1 до 15 000 рублей. Стоимость отправки SMS на номер 3443 – бесплатно. Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, МегаФон, Tele2, Тинькофф Мобайл.
Услуга доступна абонентам сотовых операторов:
Договор оферты МТС ограничение 16+ Договор оферты Билайн Договор оферты МегаФон Договор оферты Теле2 Договор оферты Yota Договор оферты Тинькофф Мобайл
Лимиты:
Минимальная сумма одного платежа – 1 рубль
Допустимый баланс после платежа – 0 рублей
Максимальная сумма единовременного платежа, а также лимит платежей абонента в сутки/месяц устанавливается банком.
Комиссия с абонента — 0%
Мобильные платежи осуществляются через сервис MIXPLAT — лидера в сфере мобильной коммерции в России.
Отправьте СМС на короткий номер 900. Со словом Cиндром и суммой, которую вы хотели бы пожертвовать.
Например, Cиндром 100.
Для завершения пожертвования отправьте, пожалуйста, код подтверждения, который Вы получите от банка в ответ на Ваше СМС. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Чтобы осуществить пожертвование, необходимо войти в личный кабинет Сбербанк онлайн на компьютере или мобильном устройстве и выбрать вкладку ПЕРЕВОДЫ И ПЛАТЕЖИ.
В строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Кликнув на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить.
В поле «Назначение» укажите «Благотворительное пожертвование». Для завершения перевода вам нужно будет подтвердить платеж с помощью пароля из СМС.

В личном кабинете Сбербанка Онлайн вы можете оформить регулярное пожертвование в фонд «Синдром любви». Для этого войдите в Личный кабинет на компьютере или мобильном устройстве.
На главной странице справа выберите МОИ АВТОПЛАТЕЖИ - ПОДКЛЮЧИТЬ АВТОПЛАТЁЖ. Далее в строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Нажав на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить – имя, фамилию, сумму и удобную для вас дату ежемесячного списания.
Вы можете полностью управлять процессом ежемесячного перечисления пожертвований в фонд: изменять сумму и дату пожертвования, а также отменить его в случае необходимости.
