16 июня 2020
Наталья Вишнякова: «Мне кажется, что любой герой – это уже сюжет»
Беседовала Елена ВЕРБЕНИНА
Герои повести «Не плачь» когда с интересом, когда с радостью, а когда и с ужасом осознают: мир намного сложнее, чем казалось в детстве. Но в этой сложности – новые возможности.
Наталья Вишнякова – журналист, педагог, автор нескольких книг, киносценариев и пьес. Ее новая повесть «Не плачь» стала для читателей еще одной возможностью увидеть современных тинейджеров в их поисках, сомнениях и открытиях. Здесь нет одного рассказчика, а звучат голоса разных персонажей. Костя рассказывает о подготовке праздника для тех, кто грустит в больнице. Его бабушка просит у высших сил счастья для лучшего в мире внука. Одноклассница Юля совершает подвиги во имя первой любви. Петя делится отчаянием, в которое погрузился из-за внезапно настигшей его болезни. Влад тщетно пытается вспомнить свое раннее детство… Все они открыто говорят на темы, которые их волнуют, проговаривая в числе прочего и то, что хотелось бы скрыть друг от друга.
Стать кинооператором и выиграть «Оскар» – мечта Влада. Но какой толк от мечтаний, если сидеть сложа руки? Потому-то Влад и согласился снять для одноклассников небольшой ролик. Со сценой драки, не по-киношному жестокой.
Первая влюбленность. Проверка чувств, череда испытаний, конкурсы на выносливость и находчивость… Юля бросается во всё это с головой: не то чтобы ей так хотелось завоевать Олега, в которого она влюблена, – скорее разобраться в себе.
Костя, живущий с диагнозом «спинально-мышечная атрофия» (СМА), больше всего на свете ненавидит, когда его жалеют. Как это противно, когда над тобой начинают охать и вздыхать! Понимают его немногие. Поэтому Костя решает запустить флэшмоб #не_плачь: пусть выскажется каждый.
Костя, живущий с диагнозом «спинально-мышечная атрофия» (СМА), больше всего на свете ненавидит, когда его жалеют. Как это противно, когда над тобой начинают охать и вздыхать! Понимают его немногие. Поэтому Костя решает запустить флэшмоб #не_плачь: пусть выскажется каждый.
Истории героев поначалу как будто не взаимосвязаны. Но книга с очевидностью показывает, какими близкими могут оказаться люди, живущие, казалось бы, в параллельных вселенных. Их судьбы, конечно, переплетутся – к удивлению и радости читателя.
«Не плачь» – дебют Натальи Вишняковой в крупной форме, и дебют удачный. Книга рассчитана на читателей от 13 лет, но совершенно точно понравится и взрослым: это текст не столько для подростков, сколько про них. «Термос» побеседовал с автором о героях и их прототипах, об отношении к сложным темам, о восприятии обществом людей с инвалидностью и о многом другом.
– Наталья, почему Вас заинтересовала тема инклюзии?
– Темы приходят к нам сами. Порой кажется, будто весь мир начинает говорить об одном и том же. На самом деле это не так: это твое субъективное ощущение. Попадаешь в какое-то информационное поле – и пошло-поехало. В какой-то момент тема инклюзии словно хлынула на меня отовсюду: в разговорах, в работе, во встречах на улице.
– Как Вы относитесь к сложным темам в детской литературе? Что для Вас первично: тема – или герои, сюжет?
– Мне кажется, сложных тем в литературе – ни в детской, ни во взрослой – не существует. По крайней мере, я не разделяю их по степени сложности. Есть просто темы, и чем их больше, чем разнообразнее книжная полка ребенка, тем интереснее. Для меня первичны герои. Точно не сюжет. Потому что любой герой – это уже сюжет. Мне кажется, что жизнь любого человека интересна настолько, чтобы считаться историей. И неважно, вызывает она восхищение или отвращение. В ней есть всё. Жизни со стертыми деталями быть не может.
– Расскажите, как шла работа над повестью?
– Изначально книга должна была состоять только из первой части – из истории Кости. Но через какое-то время стало понятно, что этого недостаточно. Костя не живет в вакууме. Да, он проживает жизнь такой, какой она ему дана, у него свои переживания, мечты, стремления. Но он не один. Какова в этой истории роль бабушки, которую мы видим глазами Кости: сильной, жизнерадостной, не склонной к унынию? Что чувствует она? Или вот в самом начале Юлька отказывается от капкейка, испеченного Костей. Почему? Она злая и холодная? И что думают о Косте его одноклассники? Как они в принципе могут относиться к человеку, который не похож на них – «на них» не в массе, а на каждого, отдельного от других, человека? Одного голоса мало.
– В книге звучит множество голосов, детских и взрослых. Почему была выбрана такая композиция?
– Думаю, не может быть такого: один человек относится к Косте по-доброму – значит, весь мир делает так же. Давайте признаемся сами себе: в обществе, если копнуть, отношение к детям со сложными диагнозами колеблется от полного принятия до радикального неприятия. И первые – в меньшинстве. Меня это… не скажу «оскорбляет», но коробит. Ну, нет у тебя сил на такую тему – просто отойди в сторону, промолчи.
Возвращаясь к композиции. Мы живем, с нами происходят какие-то события – и нам они кажутся неважными, проходными, досадными или достойными только того, чтобы о них забыть. Но каждое из этих событий ведет нас к другому событию. Просто мы пока не знаем, к какому. Думаю, всё, что происходит, – всё к лучшему. Вот Юлька, например: если бы ее сердце не выстрадало определенные взгляды на жизнь, оно не было бы готово к встрече с Костей.
– А были ли у героев прототипы?
– Да, были. В первую очередь у Влада и у Юльки. Некоторые герои появляются в камео. Скажем, упомянутая Юлькой Наташа из Пушкинского музея – это прекрасная Наташа Гомберг, деятельностью которой я искренне восхищаюсь.
– Да, были. В первую очередь у Влада и у Юльки. Некоторые герои появляются в ролях-камео. Скажем, упомянутая Юлькой Наташа из Пушкинского музея – это прекрасная Наташа Гомберг, деятельностью которой я искренне восхищаюсь.
– Кто же из героев Вам ближе?
– В принципе, они мне близки все, каждый – по-своему. Я же их придумала! Значит, все они в большей или меньшей степени – я. Влад очень близок, потому что я, как и он, нахожусь вне ситуации и проживаю ее со стороны. Близки обе бабушки. В чем-то – папа Влада и Кости. Самый далекий от меня персонаж – сам Костя. Думаю, это потому, что он – мое сердце. Оно вроде как есть: бьется, болит, качает кровь, без него не прожить, но я его не вижу. Мое сердце глубоко во мне. Так же и Костя – с которого, в общем, всё и началось.
– Костя – невероятно сильный персонаж. В чем его секрет?
– В его наивности, я думаю. Он не подходит к жизни с уже готовым решебником, с заготовленными заранее мнениями и ответами. Он многого не понимает, многое открывает для себя. И не ведется на настроение окружающих. Мрачные санитарки уж точно не заставят его быть таким же.
– Какой совет мог бы дать литературный Костя ребятам, которые оказались на его месте?
– Думаю, у меня нет морального права отвечать на этот вопрос. Но, поскольку вопрос задан, скажу вот что. Самым важным для Кости в какой-то момент стало понять себя. Какой я? Чего я действительно хочу? Какие вопросы я не решил? Когда человек начинает искать ответы на эти вопросы, он пускается в долгий путь, на котором будут и испытания, и неудачи. Но и много счастья. Потому что это – твоя настоящая жизнь, которую за тебя никто другой прожить не сможет.
– Каким Вы видите читателя повести?
– Любым. Человек ведь не бывает «каким-то»: всегда добрым или озлобленным, хорошим, плохим… Он, если пользоваться формулировкой Толстого, – «все возможности». Важно понимать это и о себе, и о других.
А вообще, я хотела бы видеть читателей своей повести счастливыми.
По крайней мере, это закладывалось «в программу» всей истории.
Если пожертвование не проходит
Отправьте SMS-сообщение на номер 3443 со словом СИНДРОМ и через пробел укажите цифрами сумму пожертвования в рублях.
Например: СИНДРОМ 300
Для завершения пожертвования, отправьте, пожалуйста, подтверждение в ответ на СМС от оператора связи. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Допустимый размер платежа — от 1 до 15 000 рублей. Стоимость отправки SMS на номер 3443 – бесплатно. Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, МегаФон, Tele2, Тинькофф Мобайл.
Услуга доступна абонентам сотовых операторов:
Договор оферты МТС ограничение 16+ Договор оферты Билайн Договор оферты МегаФон Договор оферты Теле2 Договор оферты Yota Договор оферты Тинькофф Мобайл
Лимиты:
Минимальная сумма одного платежа – 1 рубль
Допустимый баланс после платежа – 0 рублей
Максимальная сумма единовременного платежа, а также лимит платежей абонента в сутки/месяц устанавливается банком.
Комиссия с абонента — 0%
Мобильные платежи осуществляются через сервис MIXPLAT — лидера в сфере мобильной коммерции в России.
Отправьте СМС на короткий номер 900. Со словом Cиндром и суммой, которую вы хотели бы пожертвовать.
Например, Cиндром 100.
Для завершения пожертвования отправьте, пожалуйста, код подтверждения, который Вы получите от банка в ответ на Ваше СМС. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Чтобы осуществить пожертвование, необходимо войти в личный кабинет Сбербанк онлайн на компьютере или мобильном устройстве и выбрать вкладку ПЕРЕВОДЫ И ПЛАТЕЖИ.
В строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Кликнув на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить.
В поле «Назначение» укажите «Благотворительное пожертвование». Для завершения перевода вам нужно будет подтвердить платеж с помощью пароля из СМС.
В личном кабинете Сбербанка Онлайн вы можете оформить регулярное пожертвование в фонд «Синдром любви». Для этого войдите в Личный кабинет на компьютере или мобильном устройстве.
На главной странице справа выберите МОИ АВТОПЛАТЕЖИ - ПОДКЛЮЧИТЬ АВТОПЛАТЁЖ. Далее в строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Нажав на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить – имя, фамилию, сумму и удобную для вас дату ежемесячного списания.
Вы можете полностью управлять процессом ежемесячного перечисления пожертвований в фонд: изменять сумму и дату пожертвования, а также отменить его в случае необходимости.