9 февраля 2022г.
Это сладкое слово «самостоятельность»
Наверное, нет такого человека, который не хотел бы быть самостоятельным и независимым, несмотря на ментальные особенности
Как помочь таким людям обрести свободу – об этом шел разговор на вебинаре «Развитие самостоятельности у подростков и взрослых с синдромом Дауна, опыт группы дневной занятости «Даунсайд Ап». Вела вебинар специалист Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», педагог группы Лада Талызина.

Виновата дискотека
Пожалуй, это главная особенность (и главное преимущество) данного вебинара: не теоретические выкладки, правила и теоремы, а конкретный опыт одной отдельно взятой группы, использующей определенные методики в работе со взрослыми с синдромом Дауна.
Немного о самой группе. В Благотворительном фонде «Даунсайд Ап» группа дневной занятости была создана в январе 2019 года. Поначалу занимались в ней лишь несколько человек в возрасте от 18 до 22 лет. Сейчас количество участников значительно выросло: на каждом занятии, а они проводятся трижды в неделю (плюс один день – в формате онлайн), присутствуют не меньше 10 человек. Да и возрастные границы занимающихся сильно расширились – от 18 до 57 лет.
Все участники группы – люди домашние, не из интернатов, то есть, живущие в семьях либо с родителями, либо с братьями-сестрами, оформившими над ними опеку. Это значит, что в какой-то мере участники все-таки социализированы, хотя, признает педагог, и гиперопека в таких семьях имеет место быть. К сожалению. Тем более таким людям нужны занятия, которые помогут им стать активными участниками общественной жизни, овладеть определенными навыками, так необходимыми каждому члену современного общества.
Занятия в группе проходят довольно интересно (об этом – чуть ниже), поэтому участники посещают их с большой охотой. Правда, мотивы порой бывают совершенно неожиданные. Лада Талызина рассказала о молодом человеке, который приходит в центр, где проводятся занятия, можно сказать, только ради дискотек (а их здесь изредка устраивают). Но в данном случае, считает педагог, это даже хорошо. По ее мнению, у молодого человека выработалась «собственная мотивация». А это более предпочтительный вариант, нежели какое-то поощрение со стороны организаторов занятий. «Его собственной мотивацией является поездка на занятия, потому что в голове у него связалось это с убеждением, что дискотека только для тех, кто ходит на занятия, – объясняет Лада Талызина. – И он продолжает их посещать».
Надо отметить, что в группе этот человек ведет себя достаточно активно – видно, что занятия ему тоже нравятся. Но факт остается фактом: мотив прихода в центр – желание танцевать. Кстати, во время пандемии, когда все занятия проводились в формате онлайн, дистанционно устраивались и дискотеки. Однако юношу это нисколько не смущало.
Сам себе повар
Если говорить непосредственно о занятиях, они делятся на два направления: социально-бытовая деятельность и социально-коммуникативная. Конечно, бывает, что обе эти ветки пересекаются, но все же каждая имеет свои, присущие только ей, отличия.
Наиболее важным в первом направлении являются навыки самообслуживания. Разумеется, вымыть за собой тарелку человек с синдромом Дауна может научиться и дома, но вот сварить суп или, в крайнем случае, макароны – таким навыкам могут обучить только в группе.
Занятия кулинарией начинаются здесь с составления списка продуктов, которые необходимо приобрести в магазине. Вначале идет проверка – что есть в наличии, а что надо купить. Например, те же макароны, если они закончились. Или масло, соль, тертый сыр.
Ну, а непосредственное колдовство на кухне начинается уже по возвращении из магазина. Причем, каждое действие последовательно прописывается организаторами, либо проговаривается участниками.
«Открываем шкаф, берем кастрюлю, ставим ее в раковину, открываем кран, наполняем кастрюлю водой…» – вот так, шаг за шагом, озвучивается любая социальная история.
Помимо кулинарии участники группы получают на занятиях навыки шитья, глажения одежды, уборки помещений. Причем, последнее воспринимается молодыми людьми уже не как самообслуживание, а как работа, вид трудовой деятельности, полезной другим людям.
Делать что-то не для себя, а для кого-то другого участникам группы очень нравится. Например, два раза в год они принимают участие в упаковке и рассылке журналов «Сделай шаг» и «Синдром Дауна. XXI век». Этих событий молодые люди долго ждут и очень радуются, когда наконец они наступают. В такие дни даже свои занятия участники группы называют «работой».
К трудовой деятельности можно отнести и создание фирменных блокнотов с оригинальными рисунками на обложке, которые фонд дарит своим партнерам. Еще из полезных дел – глажение фартуков для той же кулинарии или пришивание фетровых цифр на огромный круг самодельного дартса. Такая работа, пусть даже в рамках фонда, придает молодым людям вес в собственных глазах.
О пользе жареной картошки
Особенно нравится участникам группы обучение основам финансовой грамотности. Уметь обращаться с деньгами – целая наука, владеть которой должен любой взрослый человек. На занятия, кстати, молодые люди обычно приезжают без денег, только с карточкой для проезда в общественном транспорте. Но однажды организаторы занятий попросили родственников дать участникам с собой немного наличных – 100 рублей. С этой суммой в кармане молодые люди и отправились в супермаркет, чтобы купить все, что им хочется. Список запрещенных покупок, впрочем, был оговорен заранее.
Конечно, в магазин участники группы пришли не впервые. Для занятий той же кулинарией они ходили сюда много раз. Но одно дело – совершать коллективные покупки по списку, составленному тоже коллективно (да еще под чутким руководством педагогов), и совсем другое – покупать, пусть и за небольшие деньги, только то, что ты хочешь. К слову, педагоги на этот раз вообще не стали заходить в магазин – ждали ребят у выхода.
Это сложное задание участники выполнили по-разному. Кто-то заранее знал, чего он хочет, и сразу направился к нужной полке. Кто-то, наоборот, долго бродил по магазину, пытаясь понять, что же ему нравится. Один молодой человек все-таки определился с выбором, но ему не хватило денег – стоимость покупки превысила 100 рублей.
Всех удивил участник, которому захотелось жареной картошки. Для этого ему пришлось пройти в отдел кулинарии, объяснить продавцу, сколько и какая именно картошка ему нужна (не с мясом, а с грибами), дождаться, когда эту еду ему положат в лоток, взвесят, и только после этого он направился к кассе.

Для человека неподготовленного это довольно сложный набор действий, считает педагог. Однако юноше хватило мотивации на то, чтобы захотеть все это сделать.
В фонде «Даунсайд Ап» подготовлено специальное пособие по финансовой грамотности в виде красочных карточек. Как получить банковскую карту? Как ею пользоваться? Как снять в банкомате наличные? Какие бывают купюры?
Ответы на эти и многие другие вопросы наглядно изображены в этом пособии. Участники могут даже брать карточки в магазин или в банк, чтобы на месте получить инструкции, как действовать в том или ином случае.


Позаботились авторы пособия и о безопасности. На карточках доступным языком рассказано (а также ярко и доходчиво показано), почему нельзя сообщать пин-код посторонним, отдавать свою банковскую карту в чужие руки, давать деньги в долг незнакомым людям.
Круг друзей и другие круги
Как уже было сказано, социально-бытовая деятельность участников нередко пересекается с социально-коммуникативной. Примером тому – общение любителя жареной картошки с продавцом в отделе кулинарии. Но это уже практика, а теоретические занятия, конечно же, проходят в центре.
При обучении участников группы взаимодействию с другими людьми педагоги знакомят их с основными правилами и нормами поведения в обществе. Одновременно молодых людей учат основам безопасности в этом общении. Почему это важно? «Взаимодействие между людьми дает очень много, потому что люди могут нам много чем помочь, - считает Лада Талызина. – Но в то же время это взаимодействие и самое опасное».
Участников учат отличать «своих» от чужих с помощью так называемых «кругов общения». Ближе всего - члены семьи, чуть дальше – друзья, еще дальше – просто знакомые. В так называемый «круг профессионалов» могут входить врачи, педагоги и другие люди, с которыми приходится взаимодействовать участнику. А вот с представителями самого последнего круга – с незнакомцами – общаться вообще не рекомендуется.


Во время занятий участники создают свои собственные круги. В каждый из них (кроме последнего, естественно) они вписывают имена тех людей, с кем приходится взаимодействовать. Параллельно идет обучение правилам общения. Например, фразу «Дай примерить твою кофточку» можно сказать сестре или подруге, но никак не учителю или врачу. Да и короткое «привет!» вряд ли стоит употреблять при встрече человека из какого-то дальнего круга.
Нормам не только вербального общения учат молодых людей на этих занятиях. В каких случаях можно прикоснуться к другому человеку, а в каких категорически нельзя? Кто имеет право дотрагиваться до тебя, а кто нет? Что такое «интимные части тела», и почему их прикрывают нижним бельем? На занятиях нормам невербального взаимодействия также уделяется много внимания.
Возвращаясь к безопасности общения, можно добавить, что этому молодых людей учат и на занятиях по компьютерной грамотности (такие уроки здесь тоже проходят). Интернет, как известно, таит в себе немало «открытий чудных», но далеко не всегда они бывают приятными и безопасными.
«Завтра приду с мамой»
Во время вебинара ведущей был задан вопрос о трудоустройстве участников. Лада Талызина ответила, что вообще-то этой темой в фонде занимается другой человек. Но в группе, например, есть девушка, которая недавно устроилась на работу. Если раньше она приходила в центр три раза в неделю, то теперь только один. По словам педагога, девушку приняли на работу в магазин женской одежды. Там она занимается предпродажной подготовкой товара, то есть гладит, отпаривает и развешивает платья, блузки и костюмы. Быть может, ей пригодились уроки глажения, которые проводились в центре? Вполне возможно.
Конечно, отследить результаты занятий в группе довольно сложно. Скорее всего, они более заметны близким людям, живущим с участниками в одной квартире. Но иногда о достижениях своих подопечных узнают и педагоги.
Ведущая рассказала об одном из участников группы, совершившем, казалось бы, невероятное. Началось все с того, что у него на мобильном телефоне треснуло стекло. Задавшись целью заменить его новым, молодой человек отправился в магазин, где продают телефоны и аксессуары для них. В беседе с продавцом он смог объяснить, какая у него проблема и что конкретно ему нужно. Узнал, сколько будет стоить замена стекла. И все это, заметьте, самостоятельно, без всякой посторонней помощи. Правда, закончился этот визит неожиданно: молодой человек был вынужден сообщить продавцу, что починить телефон прямо сейчас не получится. Для этого он придет в офис завтра и приведет свою маму.
И здесь педагог призналась, что такое положение вещей ее, мягко говоря, огорчает. По словам Лады Талызиной, ей часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда у участников уже появляется достаточно мотивации для того, чтобы самостоятельно сделать что-то осознанное, но опекающие их люди не предоставляют им такой возможности. А зря. С одной стороны, понятно, что деньги – это большая ответственность и что есть много опасностей, которые за этим тоже скрываются. Мало ли что человек может купить на эти деньги. Но с другой стороны, когда человек дошел уже до того, что смог столько шагов проделать сам, было бы здорово, если бы у него была возможность довести дело до конца.
Потому что особенно важно, чтобы человек с синдромом Дауна почувствовал себя способным делать очень важные вещи для себя самого, для своей семьи, а также, для своих одноклассников и коллег.
Ольга РЕЗЮКОВА
Если пожертвование не проходит

Отправьте SMS-сообщение на номер 3443 со словом СИНДРОМ и через пробел укажите цифрами сумму пожертвования в рублях.
Например: СИНДРОМ 300
Для завершения пожертвования, отправьте, пожалуйста, подтверждение в ответ на СМС от оператора связи. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Допустимый размер платежа — от 1 до 15 000 рублей. Стоимость отправки SMS на номер 3443 – бесплатно. Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, МегаФон, Tele2, Тинькофф Мобайл.
Услуга доступна абонентам сотовых операторов:
Договор оферты МТС ограничение 16+ Договор оферты Билайн Договор оферты МегаФон Договор оферты Теле2 Договор оферты Yota Договор оферты Тинькофф Мобайл
Лимиты:
Минимальная сумма одного платежа – 1 рубль
Допустимый баланс после платежа – 0 рублей
Максимальная сумма единовременного платежа, а также лимит платежей абонента в сутки/месяц устанавливается банком.
Комиссия с абонента — 0%
Мобильные платежи осуществляются через сервис MIXPLAT — лидера в сфере мобильной коммерции в России.
Отправьте СМС на короткий номер 900. Со словом Cиндром и суммой, которую вы хотели бы пожертвовать.
Например, Cиндром 100.
Для завершения пожертвования отправьте, пожалуйста, код подтверждения, который Вы получите от банка в ответ на Ваше СМС. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Чтобы осуществить пожертвование, необходимо войти в личный кабинет Сбербанк онлайн на компьютере или мобильном устройстве и выбрать вкладку ПЕРЕВОДЫ И ПЛАТЕЖИ.
В строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Кликнув на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить.
В поле «Назначение» укажите «Благотворительное пожертвование». Для завершения перевода вам нужно будет подтвердить платеж с помощью пароля из СМС.

В личном кабинете Сбербанка Онлайн вы можете оформить регулярное пожертвование в фонд «Синдром любви». Для этого войдите в Личный кабинет на компьютере или мобильном устройстве.
На главной странице справа выберите МОИ АВТОПЛАТЕЖИ - ПОДКЛЮЧИТЬ АВТОПЛАТЁЖ. Далее в строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Нажав на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить – имя, фамилию, сумму и удобную для вас дату ежемесячного списания.
Вы можете полностью управлять процессом ежемесячного перечисления пожертвований в фонд: изменять сумму и дату пожертвования, а также отменить его в случае необходимости.
