Узнайте больше о том, как живут люди с синдромом Дауна и о том, как мы поддерживаем их

ПОДПИСАТЬСЯ!

Больше не показывать
СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ
В ПОЛЬЗУ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «СИНДРОМ ЛЮБВИ»


ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ
РАЗОВОЕ
Банковской картой
Apple/Google Pay

100
500
2000
другая сумма
принимаю условия оферты
ПОМОЧЬ!

поддержать

1 октября 2021

«Прения живота со смертью» - откровение Простодушных

В Москве прошел театральный фестиваль «IN.ART», организованный центром социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая и Центром творческих проектов «Инклюзион». На форуме сошлись профессиональные и любительские инклюзивные театры и студии. Заявить о себе и узнать, чем живут и как творят другие подобные коллективы – одна из первых задач для участников смотра «IN.ART». Открыл фестиваль спектакль-мистерия «Прение живота со смертью» театра Простодушных. На постановке побывала журналист Анна Владимирова

Эта встреча была неизбежной: могучий воин, полный жизни и сил, столкнулся на своем пути лицом к лицу со Смертью. Воин – прямой и бесстрашный. Смерть – изворотлива и криклива. Кто победит в этом прении, на чьей стороне будет правда? И кому останется верен спутник воина – святой подвижник?.. Спектакль-мистерия театра Простодушных не дает прямых ответов на вопросы, а предлагает зрителям думать, сочувствовать, удивляться. Литературная основа постановки многослойна: в первую очередь, пьеса Алексея Ремизова «Бесовское действие над неким мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сиречь прение Живота со Смертью». В самой же пьесе угадывается и сказание о непобедимом Анике-воине, и житие подвижника Печерского, и немецкая духовная драма.

Эксцентричное действо полное красок, динамики, музыки, - легко вовлекает публику в свою орбиту. И неважно, что сцену один за другим наполняют бесы - их улюлюканье, крики и топот перекрывает верная мелодия Православной молитвы. Пока идет отпевание воина, черти юлят и пляшут вокруг святого Подвижника. Их темная цель ясна: заманить его в мутные дебри и перекроить на свой лад мятежную душу. К слову, бесы - как следует бесам – бывают не только глумливы и злобны, но искрометны и метки в оценка (помните, дьявол в деталях?!) По служебным делам они посещают то Кремль, то Госдуму. И свои впечатления о встречах в верхах выражают остро и точно.

«Прение живота со смертью» - история вне времени. Это очень символичный, фольклорный но в тоже время актуальный спектакль.


В нем есть отсылки к любой эпохе, в том числе – к современности. Ведь это постановка о добре и зле. И не о каком-то наивном, книжном добре и зле, а – о жизненном, применимом к любой ситуации», - убежден директор театра Простодушных, актер Дмитрий Чернэ:


- Впервые этот спектакль прошел в 1908 году на сцене театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Художник Мстислав Добужинский сделал к спектаклю по пьесе Ремизова огромную трехэтажную декорацию: там был ад, область рая и земля. На сцене присутствовало огромное количество актеров. Судя по отзывам, ругались они страшно. Что не удивительно: все артисты были представителями протестной молодежи. Изображая бесов, они выкрикивали в зал всякие оскорбления. Зрители падали навзничь – таков был эффект…

В отличие от предшественников из театра Комиссаржевской, - Простодушные выбрали лаконичную сценографию. А костюмы и грим, напротив, - народные, яркие, многоцветные. Особую роль в созидании атмосферы спектакля играет музыка: фольклорная или духовная, она то взрывается мощным крещендо оркестра, то струится лирическим двухголосьем. И также естественно и органично, как звучит мелодия к постановке, существуют на сцене актеры. У них есть специальный дар проживать все истории сердцем. Но чтоб уловить ноты подлинной искренности, важно уметь слушать и слышать.

Осознанный зрительский выбор здесь, действительно, много значит, считает эксперт фестиваля, создательница проекта «Наивно? Очень», актриса Нелли Уварова:

- На инклюзивные спектакли по большей части приходя люди, знающие, куда они идут. А если зритель заранее внутренне подготовлен и понимает, с чем он встретиться, то никакого барьера между ним и происходящим действом нет и быть не может. И публика, и актеры в этом случае открыты к тому настоящему обмену энергиями, который так важен в театре...

Энергообмен, а также импульс к работе мысли – у этого философского перформанса множество миссий согласна с коллегой, эксперт фестиваля, актриса Екатерина Дар:

- Постановка достаточно сложная - главным образом из-за материала. Признаюсь, для меня ее просмотр сопровождался определенной работой. Иногда мне даже требовалось прилгать усилия, чтобы держать внимание. Но такая сложность, как ни странно, является главной ценностью. Потому что театр – далеко не всегда «про развлечение». И это очень здорово, когда режиссер и команда не боятся того, что зрителям будет непросто. Такой подход – показатель высокого уровня работы команды!

Театр Простодушных – старейший инклюзивный сценический и творческий проект. Он был создан актером и режиссёром Игорь Неупокоевым в 2000 году. В сентябре прошлого года лидер и мастер коллектива ушел из жизни. И свое выступление на фестивале труппа посвятила ему.

Между тем дело Игоря Неупокоева живет, процветает и открывает светлые горизонты и для участников коллектива и для их коллег. Такие театры нужны и публике, и самим актерам, уверена директор по развитию Центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх:

- У нас в «Инклюзионе» есть ребята, которые с детства мечтали о сцене, и вот они ее получили. А есть те, для которых участие в подобных проектах, возможность вырваться во внешний мир, расширить круг своего общения. И таким образом – жить полноценной жизнью. Ведь, к сожалению, многие люди с особенностями ограничены в контактах и редко выходят за пределы собственной квартиры или интерната. И это плохо. Поэтому мы стремимся – в данном случае с помощью творчества – сделать так, чтобы инклюзия стала нормальной. Вообще, я уверена: идеальная история, это когда нет никакого разделения, на инклюзивные и не инклюзивные спектакли. Когда люди просто приходят в театр, смотрят спектакль, и не важно играют там артисты с инвалидностью или без. Важно – то, как они это делают, имеет значение качество спектакля в целом.

Городской театральный фестиваль IN.ART – стал двигателем подобного процесса. Форум превратился в открытую площадку свободного творчества для всех московских инклюзивных театральных коллективов. В рамках смотра параллельно проходили две программы: театральная (открытые показы спектаклей на значимых городских площадках) и образовательная (программа для создателей инклюзивных театральных проектов). Театральную «начинку» составили два блока: спектакли для детей до 14 лет и спектакли для взрослых. Детские постановки игрались днем, взрослые – проходили в вечернее время. Помимо сценической программы IN.ART организовал тренинги и мастер-классы для всех, кто хочет развивать инклюзивный театр.

О важности и мисси фестиваля рассказывает художественный руководитель Центра социокультурной реабилитации, певица Диана Гурцкая:

Подобный фестиваль – это грандиозное, невероятное событие! Большое счастье, когда мы можем видеть и слышать этот мир через творчество, через искусство. И, если бы не было таких коллективов и таких замечательных артистов, не получилось бы создать этот особенный праздник…И не только участники спектакля, но и зрители здесь удивительные: внимательные, вовлеченные и щедрые на аплодисменты. Актеры чувствуют подобное душой и сердцем и принимают с огромной благодарностью.

Кроме постановки театра Простодушных в программу форуму вошли спектакли «Человек с другого берега» интегрированного театра-студии «Круг II», спектакль «Володя» студии «ProТеатр», перформанс «Каждый в городе» проекта Cosmoopera Performing Arts. В детский день фестиваля была представлена постановка «Колыбельная Пушкина Больничного фонда «Семейная в помощь».

Анна ВЛАДИМИРОВА