Узнайте больше о том, как живут люди с синдромом Дауна и о том, как мы поддерживаем их

ПОДПИСАТЬСЯ!

Больше не показывать
СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ
В ПОЛЬЗУ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «СИНДРОМ ЛЮБВИ»


ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ
РАЗОВОЕ
Банковской картой
Apple/Google Pay

100
500
2000
другая сумма
принимаю условия оферты
ПОМОЧЬ!

поддержать

15 апреля 2020 года

«Для меня люди с особенностями – лекарство от штампов и шаблонов»

Беседовала Екатерина ИЛЬЧЕНКО

Юлия Сапонова, автор идеи, режиссер и сценарист фильма «Съесть слона», рассказала «Термосу» о том, как всё начиналось, какие трудности удалось преодолеть и каковы планы на будущее.

Юлия Сапонова

Почти четыре миллиона просмотров!

Именно столько человек на сегодняшний день увидели
документальную лирическую комедию «Съесть слона».

И зрителей было бы еще больше, не внеси коронавирус свои коррективы. Создатели и продюсеры ленты планировали яркую премьеру в кинотеатре «Октябрь» в преддверии Международного дня человека с синдромом Дауна, который отмечается 21 марта. Но из-за пандемии мероприятие пришлось отменить.


Сюжет фильма построен на реальной истории из жизни театральной труппы, в которой «в ролях самих себя» играют молодые актеры с синдромом Дауна.


Это рассказ о мечте главной героини стать актрисой, об испытаниях ее друзей по театру на пути к премьере спектакля на площадке ООН в Женеве.

«Съесть слона» – плод работы целой команды творческих людей, но фильм бы не состоялся без главного идейного вдохновителя и создателя: Юлии Сапоновой.

Юлия Сапонова

Юлия, как обидно, что премьеру пришлось отменить!

Конечно, еще как обидно! Благодаря нашим партнерам и продюсерам фильма Игорю Мишину и Дмитрию Сергееву, ассоциативному продюсеру Наталье Злотниковой и благотворительному фонду «Синдром любви» мы разработали потрясающее мероприятие с участием наших ребят и звезд кино. Показ должен был предшествовать телевизионной премьере на Первом канале. Были приглашены представители СМИ, расписано полторы тысячи пригласительных билетов. Но, увы… Коронавирус сорвал все наши планы. Но всё равно, фильм посмотрело почти 4 миллиона человек! Это очень большая цифра для документального кино на такую непростую тему. Теперь мы планируем фестивальный прокат, который, правда, тоже будет очень ограниченным, так как многие международные и российские фестивали отменились. Но надеемся, что зрители в любом случае увидят наш фильм. Сейчас его можно посмотреть бесплатно на платформе МТС ТВ: https://cutt.ly/PtvYRwa. [Сайт запросит «регистрацию в один клик»: нужно просто указать свой номер телефона, на который придет одноразовый пароль. Приятного просмотра! — Примечание «Термоса».]


Из пресс-релиза МТС Медиа: «”Съесть слона” первый реализованный проект МТС Медиа: он является частью комплексной инклюзивной программы компании МТС, направленной на социализацию, обучение, творческое развитие и трудоустройство людей со специальными нуждами. Кроме того, компания помогает детям в реабилитации, приобретении специального оборудования и инвентаря, организует творческие мероприятия и развивающие курсы, направленные на раскрытие внутреннего потенциала ребят с инвалидностью, приобретение коммуникационных компетенций и погружение в профессии».


Какие впечатления после показа? Вы довольны результатом?

Да, я очень довольна. Мы бы не завершили работу над фильмом, если бы не привели его к тому виду, в котором он устроил и авторов, и продюсеров. А отзывы так и вовсе превзошли все наши ожидания!

«Этот фильм точно сделает вас лучше!»






– так анонсировал фильм Ваня Ургант в своей передаче «Вечерний Ургант», которая предшествовала телепремьере 21 марта.

Очень важно, что после просмотра у зрителей меняется мнение о людях с синдромом Дауна.

Григорий Данишевский

Григорий Данишевский

Очень важно, что после просмотра у зрителей меняется мнение о людях с синдромом Дауна.


Многие зрители мне пишут о том, что чувствуют себя другими после этого фильма, что появляется надежда, на душе становится тепло и радостно!


Это то, к чему и я как автор, и все мы стремились с самого начала.

А как отреагировали на фильм сами молодые актеры и их родители?

Признаюсь, мы очень волновались перед показом картины ребятам и родителям.

В ленте мы показываем разные стороны героев: это было необходимо для драматургического построения сюжета, чтобы зритель смотрел с увлечением и удивлялся каждому моменту.

Порой подростки в кадре демонстрируют чувства, которые общество привыкло не афишировать.

Но именно это отличает наших ребят от всех нас, привыкших скрывать свои чувства за рамками приличий!

Поэтому было очень важно построить фильм именно так. По счастью, все родители видели за эти годы мое отношение к ребятам, знают, как искренне я их люблю и бережно к ним отношусь.

В результате наши волнения были напрасны: и родителям, и детям фильм очень понравился.

Если вернуться к тому, как создавался фильм. Ведь от рождения идеи до большого экрана прошел не один год?

Действительно, эта история началась осенью 2016 года. Мы с продюсером Олесей Овчинниковой снимали ролик с участием известной юной актрисы Марты Тимофеевой – это племянница Маргариты Ребецкой, сооснователя и руководителя инклюзивного проекта «ВзаимоДействие». Съемка проходила в квартире Ритиной сестры Ани. Вдруг к нам на кухню ворвалась Маргарита и рассказала о предстоящей премьере спектакля «Синдром Золушки», который она ставит как режиссер. Постановка была необычной, потому что все актеры в ней – люди с синдромом Дауна. Я тогда не смогла попасть на премьеру, а вот Олеся сходила и была в восторге. Так что когда Рита предложила нам снять видео для ее проекта, мы с радостью согласились. Так появился первый ролик, потом второй.

«Быть вместе» – Юлия Сапонова. Россия, Москва.

Наш ролик «Быть вместе» неожиданно набрал за первую неделю более 600 тысяч просмотров в соцсетях.


Тогда мы поняли, что так и будем двигаться дальше вместе. Олеся стала продюсером проекта «ВзаимоДействие», а я – кинорежиссером.

Олеся Овчинникова (продюсер проекта «ВзаимоДействие»), Юлия Сапонова (кинорежиссер), Маргарита Ребецкая (сооснователь и руководитель инклюзивного проекта «ВзаимоДействие»)

В это время Маргарита уже начала работать над созданием нового спектакля «Я танцую». Я много раз присутствовала на занятиях студии и снимала репетиции. Каждый раз это было настолько интересно, что захотелось поделиться своими впечатлениями с бóльшим количеством людей. Мне показалось, что полученный мной видеоматериал – идеальная основа для документального фильма. А создание картины, конечно, напрямую послужило бы миссии нашего проекта «ВзаимоДействие»: менять отношение в обществе к людям с синдромом Дауна. Олеся с радостью поддержала идею, а Рита согласилась, чтобы камеры сопровождали все репетиции и любые передвижения театральной труппы. Хотя это, конечно, влекло за собой некоторые неудобства.

Мы сразу поняли, что фильм должен быть о достижении большой мечты. А чтобы подчеркнуть масштабы этой мечты и сложность ее достижения, нам хотелось найти какое-то образное название. Я вспомнила поговорку про слона, которого можно съесть, если по кусочкам. То есть к любой огромной цели можно прийти шаг за шагом. Так появилось название, которое всем понравилось.

Творческие споры были?

Основные споры были в самом начале: коллеги не сразу поняли, почему я не хочу, чтобы в фильме упоминался синдром Дауна.

Андрей Тихонов

Но скоро все согласились, что
наш рассказ – не о диагнозе,
а о молодых людях
с их переживаниями,
отношениями и мечтами.

Конечно, у нас был план, по которому мы двигались, были понятны жанр и настроение – но творческий процесс всегда предполагает неожиданности и, разумеется, дискуссии.

Тот фильм, который получился в результате, сделан из 360 часов снятого материала. Создание истории напоминало рождение статуи из огромной скалы: надо было выбирать самые интересные моменты и отсекать лишнее. На этом этапе автор, он же режиссер, не может работать один. Я пригласила Леру Задерееву (мы вместе учились в Московской школе кино), подключилась режиссер монтажа Вера Михальченко из той же Школы. Втроем мы отсматривали материал, совещались, спорили. Потом Лера шла записывать, Вера – монтировать, затем я снова комментировала, вносились правки, опять шли обсуждения, предлагались варианты, новые правки – и так очень и очень много раз.

Что было самым сложным в процессе работы?

Самой большой трудностью, конечно, был поиск средств на создание фильма. Этим с самого начала активно занималась Олеся Овчинникова. Когда мы с ней выступали на российских и международных питчингах, очень сложно было рассказать про уникальность нашего подхода:

никто не мог себе представить комедию, рассчитанную на широкую аудиторию, –
и при этом с участием людей
с синдромом Дауна!

никто не мог
себе представить комедию,
рассчитанную на широкую аудиторию,
и при этом
с участием людей
с синдромом Дауна!

В результате расходы на производство нам пришлось взять на себя – и только по завершении монтажа нам удалось оформить партнерские отношения с продюсерами, которые смогли дать фильму настоящую «путевку в жизнь».

Надо сказать, что решение Игоря Мишина и Дмитрия Сергеева присоединиться к проекту стало ключевым для судьбы фильма. Они вдохновились его идеей и увидели возможность с помощью него начать по-новому говорить про особенных людей, постепенно отходя от предрассудков и штампов. Благодаря их участию показ фильма смог стать значимым событием, которое позволило привлечь внимание зрителей к проблеме отношения общества к особенным людям в России. Для Дмитрия этот проект еще и очень личный, так как он растит дочь Веру с синдромом Дауна.

А был ли у вас личный опыт общения с людьми с синдромом Дауна ранее – до того, как вы присоединились к проекту «ВзаимоДействие»?

Когда я была маленькой, в соседней квартире жила девушка с синдромом Дауна. Тогда я ничего об этом не знала, и мама тоже толком не могла мне объяснить. Я просто видела, что она гуляет только на балконе и иногда с любопытством выглядывает в щелку двери, чтобы посмотреть, кто приехал на лифте. Я думаю, она никогда не выходила на улицу в обычное время.

С этим воспоминанием я и пошла в гости к Владу Ситдикову, одному из актеров театра. Мы с Олесей решили познакомиться с ним перед тем, как приступить к съемкам ролика.

Влад Ситдиков

Влад сразу же разрушил большинство стереотипов: он был такой обаятельный и веселый, что мы с Олесей вышли от него с нестираемыми улыбками на лицах.


Но перед съемкой я всё равно волновалась: боялась, что не смогу общаться с ребятами, что почувствую и невольно продемонстрирую жалость к ним. Но через 10 минут после начала общения все мои страхи и волнения отпали:


каждый из подростков обладал такой харизмой, такой яркой и теплой индивидуальностью, что я сразу их полюбила и до сих пор не могу с ними расстаться.


Как проходил отбор актеров?

Мария Быстрова
Мария Быстрова

Фильм – документальный, и все актеры – реальные участники проекта «ВзаимоДействие». Никакого предварительного отбора не было и не могло быть. Если мы внимательно присматриваемся к людям, то в каждом можно увидеть героя интереснейшей истории.

Стас Богданов
Маша Будина

Что вас вдохновляет в ребятах? Открылись ли они для вас с новой стороны в процессе работы?

Всё то время, которое я провела и провожу с ребятами, для меня бесценно! Это возможность находиться в настоящем моменте. Для меня люди с особенностями как лекарство от штампов и ненужных шаблонов нашей жизни.

Их открытость и искренность поражают, меняют мое восприятие себя:


я начинаю понимать, что и мне можно не стесняться своих особенностей и странностей.


Конечно, за три года проекта все без исключения актеры нашего проекта очень изменились. Некоторые стали более свободными и раскрепощенными: ведь кроме занятий как таковых, очень хорошо действует уже само пребывание в дружном коллективе, а для ребят «ВзаимоДействие» как семья. Многие, глядя на блогера Влада Ситдикова, завели соцсети.

Но основные перемены заметны у тех, кто поначалу почти не говорил и не читал.

Например, Стас Милявский, когда пришел к нам, только повторял последние слова фраз. Но вскоре у него появился достаточный стимул, чтобы начать не просто общаться, читать и писать, а даже и декламировать стихи. В спектакле нашей очень талантливой Насти Егоровой Стас наизусть читает стихи Бродского. Кажется невероятным – но это факт.

Стас Милявский

Какие планы? Ждать ли новых фильмов с участие ребят?

Сейчас мы готовим новый спектакль, он будет называться «Бу». Это история про непослушного мальчика Антона, который попадает в волшебную страну – что полностью меняет его жизнь, помогает найти общий язык с родителями. Спектакль о материальности нашей фантазии, вере в чудо и ответственности перед близкими. Пока я не планирую снимать большие фильмы с нашими актерами, но обязательно буду делать для проекта короткие ролики, интервью, зарисовки. Общение с нашими ребятами – это всегда то время, когда я получаю подлинное удовольствие и радость от жизни.

Трейлер «Съесть слона»

В материале использованы кадры из фильма «Съесть слона», любезно предоставленные его создателями.