
23 сентября 2021
«Арахисовый сокол» - по ту сторону синдрома
Представляем вниманию наших читателей рецензию на фильм «Арахисовый сокол», в главных ролях в котором сыграл человек с синдромом Дауна. Сыграл или прожил? Ознакомьтесь с довольно интересным взглядом автора статьи на этот фильм и посмотрите его обязательно, есть чем воодушевиться, о чем задуматься и многое понять.
Если задуматься, за всю историю кино было снято совсем немого фильмов, способных перевернуть общественное сознание в отношении проблемы восприятия людей с ограниченными возможностями. А ведь индустрия кино - это далеко не последний способ заявить о том, что такая проблема, в принципе, существует.
За все время существования «Оскара» лишь 59 фильмов, касающиеся людей с ограниченными возможностями, были номинированы на премию. При этом, практически во всех этих фильмах людей с ограниченными возможностями играли обычные здоровые актеры, и лишь четыре человека с реальным диагнозом смогли получить награду. Эта статистика говорит о том, что в рамках кино с проблемой восприятия людей с ограниченными возможностями все же есть сложности.
К примеру, прекрасный фильм «Человек дождя» сделал очень многое для людей с аутизмом, но закрепил стереотипизированный образ такого человека как гения с синдромом саванта, у которого мощнейший компьютер в голове контрастирует с общим нарушением развития. Этот образ человека с расстройством аутического спектра не отлипает от кино до сих пор.
В том числе и поэтому кино «Арахисовый сокол», о котором сегодня пойдет речь, по сути своей уникально. Одетые в самую бронезащитную оболочку сердца будут тронуты, и не только самим фильмом, но и историей его создания.

Главную роль в нем исполняет Зак Готтзаген — человек с синдромом Дауна, профессиональный актер, чей творческий путь начался еще в возрасте 3 лет и продолжается по сей день. Его самой сокровенной мечтой было попасть на действительно большой экран. И два режиссера-дебютанта — Майк Шварц и Тайлор Нильсен, встретившие Зака 8 лет назад на определенном шоу для актеров с инвалидностью, были настолько поражены и очарованы его харизмой, что решили рискнуть чинным и благородным стартом своей карьеры и пойти на небольшую авантюру.
Заку весьма повезло встретить именно дебютантов, поскольку «серьезный», обросший неписаными правилами мира «большого» кино голливудский режиссер не захочет иметь дело с возможными сложностями, работая с особым человеком. Так что, то, что произошло, можно считать маленькой революцией и большой победой. Однако, одному лишь Богу известно, сколько ментальных заборов пришлось поломать молодым режиссерам на питчингах и выслушать предложений от продюсеров в стиле «меняйте особенного актера на обычного, и мы в деле».
На самом деле история создания фильма несколько напоминает сам фильм. Основой всего лежит та самая абстрактная прозрачная и призрачная американская мечта, которая гонит главного героя фильма - всего измазанного в жидком мыле 22-ух летнего паренька с синдромом Дауна, имеющего из скарба лишь плавки, навстречу таинственному, опасному и такому манящему миру, которого его лишили волею какого-то чиновника, так как у того не оказалось мест, куда еще можно поселить молодого парня с синдромом, и он посчитал отличным местом для этого дом престарелых.
«Я не понимаю, я молодой, я не старик, Карл — старик, но мы разные, я не понимаю, зачем я здесь», - непонимающий взгляд Зака, чем-то походит на взгляд молодого бычка, который уперся рогом в глухую стену и не понимает, почему она не поддается.

Одна из многих уникальных особенностей этого фильма в том, что после просмотра ты не ощущаешь привычных для лент об особых людях подступания слез, горького осознания вины и философской задумчивости. Ничего этого нет. Чувствуется только легкость и теплота, которая проходит даже через холод экрана, от этого прекрасного актера, чей синдром мало- помалу отходит на десятый план, и, если сначала он тебя шокирует, в конце ты действительно забываешь, что этот человек необычен.
То, что фильм украшают такие именитые звезды мирового кино как Шайа Лабаф и Дакота Джонсон еще раз подтверждает мысль о том, что настало то время, когда в фильмах о людях с особенностями можно правда показать людей с особенностями и не скатиться при этом куда-то в местечковое провинциальное кино, чего так боялись продюсеры, ставя условия режиссерам. Кино с участием человека с особенностями наравне с такими звездами — это действительно уникальный эксперимент, который еще не раз повторится.

На самом деле, что касается Дакоты, то, возможно, с ней не все так идеально, она явно не самая удачная актриса на эту роль. Да и персонаж её внедряется в действие фильма ближе к 2/3 фильма и нужен лишь для логически завершенной концовки. А вот с Лабафом попадание стопроцентное. Все мы его прекрасно помним в легендарном «Самом пьяном округе в мире», и здесь его персонаж имеет плюс-минус тот же характер реднека, «человека с земли», рыбака, чьи руки насквозь пропитаны песком вод Северной Каролины, в волосах навечно поселился южный ветер, а пальцы десятки раз проткнуты рыболовными крюками. Лабаф как-то абсолютно сходу попал в искренность, и думаю, в этот раз играть самого себя ему было значительно легче, потому что между ним и действительно обаятельным Заком с самой первой минуты встречи персонажей установилась прочная связь, как это называют в фильмах — тандем, который смотрится настолько естественно, насколько это вообще может быть.

Стоит заметить, что связь этого дуэта не столько киношная «химия», сколько вполне физические ощущения — Лабаф и Зак постоянно друг друга трогают, обнимаются, шутливо борются, обмениваются своими уникальными рукопожатиями. И в эти прикосновения веришь, потому что там, где мир соткан из ощущений — вода, ветер, земля под босыми ногами - там слова значат куда меньше, чем прикосновения.

Многие сцены, как, например, кидание друг в друга арбузом, или там, где Лабаф учит Зака плавать, где они куда-то тащат стоги сена, или просто сидят и смотрят на реку, были записаны импровизированно, актерам даже не говорили, что их снимают
Думаю, для Лабафа и «особенного» парня Зака это приключение стало чуть большим, чем дежурные съемки в кино, это была настоящая дружба. И когда они плыли на плоту под крепкий олдскульный рок-блюз, проплывая затянутое дымкой американское захолустье, мимо очагов безысходности, страха и одиночества на пути к абстрактной мечте Зака — школе рестлеров, кто знает, быть может, они делали это же в реальной жизни. Только мечта у паренька была попасть не в реслинг, а в настоящее кино.
Пальцы Лабафа будут весь фильм сжимать ружье, на котором высечено: «главное — семья». Значение «семьи» в этом фильме не определяется привычным нам смыслом слова. Здесь нет отца, мамы и ребенка. В фильме несколько раз повторяется фраза и строится акцент на ней : «друзья — это семья, которую выбирают». Поэтому что герой Лабафа, взрослый мужчина в бегах, совершивший пару ошибок, за которые он в итоге получит по голове монтировкой, что чопорная, но в итоге все больше и больше раскрепощающаяся Дакота, что 22-летний парень, сбежавший из пансионата, и который просто с каждой секундой становится все счастливее без всеобъемлющей жалости и круглосуточных нянек - все они равны, и каждый любит каждого. Вот и весь простой и сложный посыл фильма:
людям с особенностями не нужна жалость, не нужна излишняя озабоченность. Им нужна искренняя, настоящая любовь.
Максим ВЕРБЕНИН
Если пожертвование не проходит

Отправьте SMS-сообщение на номер 3443 со словом СИНДРОМ и через пробел укажите цифрами сумму пожертвования в рублях.
Например: СИНДРОМ 300
Для завершения пожертвования, отправьте, пожалуйста, подтверждение в ответ на СМС от оператора связи. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Допустимый размер платежа — от 1 до 15 000 рублей. Стоимость отправки SMS на номер 3443 – бесплатно. Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, МегаФон, Tele2, Тинькофф Мобайл.
Услуга доступна абонентам сотовых операторов:
Договор оферты МТС ограничение 16+ Договор оферты Билайн Договор оферты МегаФон Договор оферты Теле2 Договор оферты Yota Договор оферты Тинькофф Мобайл
Лимиты:
Минимальная сумма одного платежа – 1 рубль
Допустимый баланс после платежа – 0 рублей
Максимальная сумма единовременного платежа, а также лимит платежей абонента в сутки/месяц устанавливается банком.
Комиссия с абонента — 0%
Мобильные платежи осуществляются через сервис MIXPLAT — лидера в сфере мобильной коммерции в России.
Отправьте СМС на короткий номер 900. Со словом Cиндром и суммой, которую вы хотели бы пожертвовать.
Например, Cиндром 100.
Для завершения пожертвования отправьте, пожалуйста, код подтверждения, который Вы получите от банка в ответ на Ваше СМС. Без этого шага Ваше пожертвование не будет переведено на счёт фонда.
Перечисляя пожертвования, Вы принимаете условия публичной оферты фонда
Чтобы осуществить пожертвование, необходимо войти в личный кабинет Сбербанк онлайн на компьютере или мобильном устройстве и выбрать вкладку ПЕРЕВОДЫ И ПЛАТЕЖИ.
В строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Кликнув на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить.
В поле «Назначение» укажите «Благотворительное пожертвование». Для завершения перевода вам нужно будет подтвердить платеж с помощью пароля из СМС.

В личном кабинете Сбербанка Онлайн вы можете оформить регулярное пожертвование в фонд «Синдром любви». Для этого войдите в Личный кабинет на компьютере или мобильном устройстве.
На главной странице справа выберите МОИ АВТОПЛАТЕЖИ - ПОДКЛЮЧИТЬ АВТОПЛАТЁЖ. Далее в строке поиска введите Синдром любви и нажмите кнопку НАЙТИ – в результате поиска появится наш фонд. Нажав на него, вы увидите форму перевода пожертвования, которую необходимо заполнить – имя, фамилию, сумму и удобную для вас дату ежемесячного списания.
Вы можете полностью управлять процессом ежемесячного перечисления пожертвований в фонд: изменять сумму и дату пожертвования, а также отменить его в случае необходимости.
